Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе — тьма, то какова же тьма? Евангелие от Матфея (6, 23).
Наша жизнь полна стереотипов, и фэнтези с фантастикой тому не исключение. У всякого дракона всегда найдется уязвимое место, подручные главного злодея совершенно не умеют стрелять, а эльфы — непременно благородные, мудрые и все-из-себя-правильные борцы с
мировым Злом. Разумеется, авторы неординарные их этих моделей вырастают, а юмористы намеренно выворачивают их наизнанку, но усредненную картину стереотипы отражают верно. Эльфы кажутся настолько неотделимыми от света, добра и прочих проявлений положительного полюса, что предположить наличие среди них как добрых, так и злых оказалось для массового сознания сложнее, чем выдумать новую расу. Раса получила название темных эльфов (в большинстве миров имеются также уникальные самоназвания), а также всю полагающуюся нагрузку в виде истории, культуры, социологии, спецспособностей и множества поклонников в реальном мире. Нагрузка получилась объемистой, разнообразной, интересной, а значит — достойной хотя бы небольшого исследования на страницах “Мира фантастики”.
Мифологические и литературные корни Постоянные читатели нашего “Бестиария” наверняка привыкли начинать очередную статью с погружения в холодные воды европейской, и особенно скандинавской мифологии. Не обойтись без него и сейчас. Известно, что мир викингов был создан из тела великана Имира. Однажды хозяйственные боги обнаружили, что в плоти великана завелись червяки, и решили их для чего-нибудь приспособить. Так появились светлые и темные альвы — обитатели воздуха и подземного царства. Надобно вспомнить, что слово “альв”, или “эльф”, в европейской мифологии
Эол Темный эльф и Аредель.
означало любых сверхъестественных существ, поэтому темные эльфы европейских мифов — это разнообразные гномы, карлики, цверги, кобольды и даже тролли. Сия разношерстая компания объединялась рядом общих черт: местом обитания, скрытностью и иногда враждебностью к людям и другим эльфам, часто — уязвимостью перед лицом солнечного света. В той или иной степени эти черты унаследовали и современные темные эльфы. Решающий шаг на пути к эльфам в современном понимании принадлежит, как несложно догадаться, профессору Джону Толкину. В его четко двуполярном мире эльфы по умолчанию служат добру — что, надо признать, вовсе не освобождает их от внутренних разногласий. Первое из них привело к появлению авари — эльфов, отказавшихся от света дерев Валинора и оставшихся жить во тьме где-то на востоке Средиземья. Этот выбор дает право называть авари (а также синдар и нандор, так до Валинора не и добравшихся) темными эльфами, “мориквенди” по-эльфийски. Из первоисточника не известно об их характере, обществе и обычаях, однако, например, в “Кольце Тьмы” Ника Перумова авари безоговорочно принимают сторону добра и света, подтверждая классический образ эльфов. Эльфы же, склоненные Мелькором ко злу, свою эльфийскую сущность потеряли, превратившись в орков.
Особенную ненависть драу испытывают к своим дальним родственникам с поверхности.
Впрочем, имеется в толкиновском “Сильмариллионе” и персонаж, носящий гордый титул Темного эльфа. Это Эол, один из серых эльфов, или синдар, покинувший места компактного проживания своего народа и поселившийся в темном лесу Нан Элмот. Эол был не только изгоем, но и искусным кузнецом, благодаря чему завел тесную дружбу с гномами Синих гор — случай среди эльфов весьма редкий. Все эти выдающиеся черты, а также ночной образ жизни и закрепили за Эолом славу Темного эльфа. Однажды в Нан Элмоте заплутала Аредель, сестра Тургона, владыки тайного Гондолина; Эол взял ее в жены, однако через несколько десятилетий она сбежала вместе с сыном Мэглином. Темный эльф последовал за ними в тайный Гондолин, где его ждал выбор: остаться там навеки или умереть. Свободолюбивый Эол выбрал смерть, однако унес с собой в могилу Аредель, а Мэглин впоследствии выдал Гондолин врагу. Понятное дело, что слава в веках о Темном эльфе осталась самая нелицеприятная, — и это при том, что слугой мирового Зла он никогда не был. Проблема, очевидно, состояла в отчаянном свободолюбии и отказе жить в обществе, — не самые маловажные черты в романтическом образе современных темных эльфов.
На экране компьютера
Сверхъестественная популярность темных эльфов обеспечила им достойное место во всех проявлениях фэнтези — не исключая и компьютерных игр. В первую очередь это относится, разумеется, к ролевым играм: темные эльфы нередко входят в стандартный набор рас для персонажей, и уж наверняка обитают в каком-нибудь подземелье игрового мира. Классических драу можно встретить в разнообразных компьютерных воплощениях “Подземелий и драконов”, наиболее ярким примером которых можно назвать Neverwinter Nights. Второе дополнение к игре, Hordes of the Underdark, рассказывает историю особо злобного драу, собравшего громадную армию из подземных существ для вторжения на поверхность. Вашем героям предстоит не только сдерживать натиск, но и спуститься в мрачные переходы Подземья, чтобы еще ближе познакомиться с его обитателями — не исключая драу и драйдеров. Впрочем, знакомство это скорее
подтверждает классический образ темных эльфов “Забытых королевств”, чем добавляет к нему существенные новые черты. Совершенно других темных эльфов мы встречаем во вселенной The Elder Scrolls. Действие одной из игр линейки — Morrowind — разворачивается в одноименной местности, целиком находящейся под властью местных темных эльфов — данмер. Их происхождение и история во многом остаются загадкой; точно известно лишь то, что отделение ветви данмер от основного ствола эльфийской расы произошло очень давно. Как и прочие эльфы вселенной TES, данмер высоки и худощавы, однако их кожа серого цвета, глаза светятся красным, а эльфийская надменность выражена у них в наибольшей степени. Данмер
считают людей годными только для рабского труда, а всех остальных эльфов — недостойными выродками. Некогда многочисленные кланы данмер вели постоянную междоусобную войну, однако установление среди темных эльфов религиозного культа Трибунала положило конец открытым распрям. Формально Морровинд является частью империи Тамриэль, однако на деле его контролируют пять старших кланов данмер — Великих Домов, поддерживающих между собой состояние неустойчивого равновесия. Культура и быт темных эльфов испытывают сильное влияние климата: из-за вулканической активности в Морровинде постоянно идут пепельные дожди. В таких условиях выживают только гигантские насекомые,
которые заменяют данмер “классических” лошадей, коров и свиней. Жители Морровинда носят доспехи из щитков этих насекомых, а поверх — для защиты от пепельных бурь — закутываются в плащи и тюрбаны из паучьей ткани. Темные эльфы из многопользовательской онлайновой РПГ EverQuest довольно близки к образу традиционных драу. Теир’дал (таково их самоназвание) — далекие потомки высоких эльфов, чьи души и тела были извращены богом ненависти Иннорууком. У них иссиня-черная кожа, белые волосы и темные глаза. Родина теир’дал — подземный город Нериак, расположенный на северо-востоке главного континента Антоника. Здесь почти нет
Темные эльфы добрались и до сериала Might & Magic.
места чужеземцам, особенно добрым по своей природе. Теир’дал — настоящие мастера интриг, разобраться в которых могут только они сами. Также они предпочитают магию, в которой достигли значительных высот, грубой физической силе. Как и драу, теир’дал в равной мере презирают все остальные разумные расы, однако могут пойти на сотрудничество с ними — если оное будет в их интересах. Особенную ненависть они испытывают к остальным разновидностям эльфов; а на союз чаще всего идут с троллями и ограми, считая их подходящим инструментов для своих замыслов. Совершенно новый подход к темным эльфам мы наблюдаем в мире Warcraft (подробнее о нем читайте на страницах этого номера МФ). Здесь ночные эльфы калдореи — древнейшая раса гуманоидов на Азероте, в далекой древности
остановившая первое вторжение демонов Пылающего легиона. После этого они долгое время жили в изоляции на континенте Калимдор, отказавшись от магии ради познания сил природы. Первое время после того, как на Калимдор высадились люди и орки, калдореи сопротивлялись пришельцам, однако потом объединили с ними силы, чтобы снова разгромить Пылающий легион. Калдореи высоки и худощавы, их кожа темнее, чем у людей (но не черная, а скорее коричневая или бордовая), цвет волос варьируется от черного до зеленого и малинового. Они живут в лесах, часто сооружая дома на деревьях, и предпочитают ночной образ жизни. Все это делает ночных эльфов Warcraft’а куда более близкими к лесным или диким эльфам D&D, чем к драу.
Классические драу Окончательное формирование образа темных эльфов — жестоких и бесчестных существ с темной кожей, красными глазами и белыми волосами, мастерски владеющих магией, живущих под землей и люто ненавидящих обитателей поверхности, в первую очередь своих
Паучья королева Ллотх — главное божество драу.
дальних родственников “светлых” эльфов, — произошло в конце семидесятых годов двадцатого столетия с выходом настольной ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons. Впервые драу (англ. “drow”, читается “драу”; в русских переводах книг иногда встречается неверный вариант “дров”) появились в одном из ролевых приключений Гари Гигакса, действие которого происходило в мире Greyhawk (1978 год). Но наибольшее развитие тема темных эльфов получила в другом игровом мире AD&D под названием “Забытые Королевства” (Forgotten Realms; им посвящена отдельная статья во “Вратах миров”). В некоторых мирах “Подземелий и драконов” темные эльфы — не отдельная раса, а немногочисленные эльфийские изгои, по тем или иным причинам выбравшие дорогу Зла. Например, широко известен темный эльф Даламар из “Саги о Копье”, темный маг и ученик зловещего Рейстлина Маджере. В мирах Forgotten Realms и Greyhawk темные эльфы являются полноценной расой, именуемой “драу”. О драу и пойдет речь в дальнейшем.